Первая психологическая помощь

Психологическая помощь Для психологов

Вопросы оказания первой психологической помощи в нашем обществе в последнее время приобретают всё большее значение. Это связано не столько с возрастающим количеством катастроф и кризисов, а с гораздо большим пониманием важности вопросов психологического состояния людей. Пониманием того как сильный стресс влияет на психику в долгосрочной перспективе и что гораздо проще и дешевле предотвратить формирование проблем, чем разбираться с их последствиями спустя многие годы. Первая психологическая помощь обычно оказывается в первые часы или дни после происшествия, в идеале она должно проводиться до того как человек заснет.

В этой статье я хочу рассмотреть модель первой психологической помощи RAPID разработанную на факультете Университета Джонса Хопкинса Джорджем Эверли младшим. Эта модель была разработана применяется в системе помощи при чрезвычайных происшествиях с 1991 года в системе Красного креста. Сама модель направлена на уменьшение общего уровня стресса у пострадавших и оценку необходимости дальнейшей помощи. Одно из важных достоинств этой модели, что ей может воспользоваться любой человек даже не имеющий подготовки в области психологии, пройдя лишь не большой инструктаж о базовых принципах ее работы.

Итак, модель состоит из пяти пунктов названия которых по-английски образуют аббревиатуру RAPID («быстрый»):


R - rapport – установление доверительного контакта;

A - assessment – оценка состояния пострадавших;

P - prioritization – сортировка по группам и методам помощи;

I - intervention – помощь направленная на снижение стресса;

D - disposition – поддержка, наблюдение и сопровождение.


Остановимся на каждом из этих пунктов более подробно.

R - установление доверительного контакта

В основе этого пункта лежит навык рефлексивного слушания, который состоит в том чтобы проявлять эмпатию, сопереживать, давать человеку выразить свои эмоции и поддерживать его. Точно не стоит давать здесь какие-то советы или указания, ключевым моментом на этапе установления контакта является именно "эмоциональное присутствие" рядом с пострадавшим. В диалог можно включать повторение окончаний фраз, перефразирование слов клиента, использовать открытые вопросы, зеркалить его эмоциональное состояние. Примером таких фраз может быть: "То что вы говорите это очень важно... ", "Я правильно вас понимаю, что...", "Мне кажется вы сейчас испытываете...", "Не могли бы рассказать подробней..." и т.д. Важным моментом является искренний интерес к клиенту и не стоит скатываться в механистичное повторение вопросов. Целью этого пункта является не только установление контакта, но и показать клиенту его ценность и важность для других того, что с ним произошло.

A - оценка состояния пострадавшего

Вторым шагом будет в процессе рассказа клиента сосредотачивать свое внимание на эмоциональном контексте и замечать реакции адаптивные и не адаптивные относительно контекста события которое произошло с человеком. Спутанное мышление, ступор, импульсивные действия, эмоциональная выключенность или панические атаки могут служить тревожным сигналом свидетельствующим о чрезмерном высоком уровне стресса и необходимости особого внимания к клиенту.

P - сортировка по группам и методам помощи

В этой части работы основываясь на информации полученной на предыдущих этапах важно понять на каком уровне стрессовой шкалы находится человек и выбрать стратегию индивидуальной поддержки:

эустресс - способны внятно формулировать свои желания, продолжают нормально функционировать (наблюдаем и поддерживаем);
дистресс - с трудом, но способны функционировать и трезво оценивать сложившуюся обстановку (наблюдаем и активно поддерживаем);
дисфункциональное состояние - не способны действовать, не способны трезво оценивать обстановку (сопровождение, активная поддержка в том числе правовая или медицинская).

Таким образом создается определенная иерархия при массовой работе с потерпевшими или оценивается степень и глубина вмешательства при индивидуальной работе.

I - помощь направленная на снижение стресса

На этом шаге происходит непосредственно работа с клиентом исходя из оценки его состояния. Важно помнить, что суть первой психологической помощи это не решение проблемы, а поддержка и поиск ресурсов. Часто людям необходимо, чтобы их просто безоценочно выслушали. Так же своей стабильностью и доступностью важно давать им ощущение безопасности как самой уязвимой потребности в случае чрезвычайных происшествий или катастроф.

Сама специфика работы отличается для стабильных и нестабильных пострадавших. Для первых важно:

- объяснить что произошло;

- показать что их реакция нормальна;

- дать надежду;

- оттянуть импульсивные действия;

- стресс-менджмент (дыхательные техники, отреагирование, дпдг и пр.);

- рефрейминг (дать возможность увидеть что стакан наполовину полон и есть куда двигаться).


Для вторых важно:

- убрать провоцирующие факторы;

- безопасное отреагирование;

- сфокусировать на задачах;

-задержать импульсивный порыв;

- отвлечение внимания.

D - поддержка, наблюдение и сопровождение.

На этом шаге мы ищем ответ на вопросы: "Сможет ли человек вернуться в повседневную жизнь?", "Какие еще типы помощи мы можем предложить?" На этом этапе может происходить повторная оценка состояния человека и его приоритезация в зависимости от уровня стресса. Важно обеспечить клиента возможностью обратиться за помощью самостоятельно, если у него в дальнейшем возникнет потребность. Необходимо оставить ему свои контакты, контакты социальных служб помощи и мест куда он может обратиться в зависимости от специфики его ситуации, так он будет знать, что не одинок. Важно не просто давать контакты, но и объяснять значимость обращения за помощью, разъяснить важность этого шага на доступном для клиента языке. Спросите, не будет ли он против, если через неделю или месяц вы встретитесь с ним снова. Проведите повторную встречу через какое-то время, для оценки эффективности работы или дополнительной поддержки клиента.

Помните, вы не можете решить проблему клиента, но вы точно можете дать надежду и ресурсы. Важно верить в то, что семена посеянные вами, взойдут даже если вы этого не узнаете.


Оставить комментарий

Psyche.by