Первая психологическая помощь
Вопросы оказания первой психологической помощи в нашем обществе в последнее время приобретают всё большее значение. Это связано не столько с возрастающим количеством катастроф и кризисов, а с гораздо большим пониманием важности вопросов психологического состояния людей. Пониманием того как сильный стресс влияет на психику в долгосрочной перспективе и что гораздо проще и дешевле предотвратить формирование проблем, чем разбираться с их последствиями спустя многие годы. Первая психологическая помощь обычно оказывается в первые часы или дни после происшествия, в идеале она должно проводиться до того как человек заснет.
В этой статье я хочу рассмотреть модель первой психологической помощи RAPID разработанную на факультете Университета Джонса Хопкинса Джорджем Эверли младшим. Эта модель была разработана применяется в системе помощи при чрезвычайных происшествиях с 1991 года в системе Красного креста. Сама модель направлена на уменьшение общего уровня стресса у пострадавших и оценку необходимости дальнейшей помощи. Одно из важных достоинств этой модели, что ей может воспользоваться любой человек даже не имеющий подготовки в области психологии, пройдя лишь не большой инструктаж о базовых принципах ее работы.
Итак, модель состоит из пяти пунктов названия которых по-английски образуют аббревиатуру RAPID («быстрый»):
R - rapport – установление доверительного контакта;
A - assessment – оценка состояния пострадавших;
P - prioritization – сортировка по группам и методам помощи;
I - intervention – помощь направленная на снижение стресса;
D - disposition – поддержка, наблюдение и сопровождение.
Остановимся на каждом из этих пунктов более подробно.
R - установление доверительного контакта
В основе этого пункта лежит навык рефлексивного слушания, который состоит в том чтобы проявлять эмпатию, сопереживать, давать человеку выразить свои эмоции и поддерживать его. Точно не стоит давать здесь какие-то советы или указания, ключевым моментом на этапе установления контакта является именно "эмоциональное присутствие" рядом с пострадавшим. В диалог можно включать повторение окончаний фраз, перефразирование слов клиента, использовать открытые вопросы, зеркалить его эмоциональное состояние. Примером таких фраз может быть: "То что вы говорите это очень важно... ", "Я правильно вас понимаю, что...", "Мне кажется вы сейчас испытываете...", "Не могли бы рассказать подробней..." и т.д. Важным моментом является искренний интерес к клиенту и не стоит скатываться в механистичное повторение вопросов. Целью этого пункта является не только установление контакта, но и показать клиенту его ценность и важность для других того, что с ним произошло.
A - оценка состояния пострадавшего
Вторым шагом будет в процессе рассказа клиента сосредотачивать свое внимание на эмоциональном контексте и замечать реакции адаптивные и не адаптивные относительно контекста события которое произошло с человеком. Спутанное мышление, ступор, импульсивные действия, эмоциональная выключенность или панические атаки могут служить тревожным сигналом свидетельствующим о чрезмерном высоком уровне стресса и необходимости особого внимания к клиенту.
P - сортировка по группам и методам помощи
В этой части работы основываясь на информации полученной на предыдущих этапах важно понять на каком уровне стрессовой шкалы находится человек и выбрать стратегию индивидуальной поддержки:
эустресс - способны внятно формулировать свои желания, продолжают нормально функционировать (наблюдаем и поддерживаем);
дистресс - с трудом, но способны функционировать и трезво оценивать сложившуюся обстановку (наблюдаем и активно поддерживаем);
дисфункциональное состояние - не способны действовать, не способны трезво оценивать обстановку (сопровождение, активная поддержка в том числе правовая или медицинская).
Таким образом создается определенная иерархия при массовой работе с потерпевшими или оценивается степень и глубина вмешательства при индивидуальной работе.
I - помощь направленная на снижение стресса
На этом шаге происходит непосредственно работа с клиентом исходя из оценки его состояния. Важно помнить, что суть первой психологической помощи это не решение проблемы, а поддержка и поиск ресурсов. Часто людям необходимо, чтобы их просто безоценочно выслушали. Так же своей стабильностью и доступностью важно давать им ощущение безопасности как самой уязвимой потребности в случае чрезвычайных происшествий или катастроф.
Сама специфика работы отличается для стабильных и нестабильных пострадавших. Для первых важно:
- объяснить что произошло;
- показать что их реакция нормальна;
- дать надежду;
- оттянуть импульсивные действия;
- стресс-менджмент (дыхательные техники, отреагирование, дпдг и пр.);
- рефрейминг (дать возможность увидеть что стакан наполовину полон и есть куда двигаться).
Для вторых важно:
- убрать провоцирующие факторы;
- безопасное отреагирование;
- сфокусировать на задачах;
-задержать импульсивный порыв;
- отвлечение внимания.
D - поддержка, наблюдение и сопровождение.
На этом шаге мы ищем ответ на вопросы: "Сможет ли человек вернуться в повседневную жизнь?", "Какие еще типы помощи мы можем предложить?" На этом этапе может происходить повторная оценка состояния человека и его приоритезация в зависимости от уровня стресса. Важно обеспечить клиента возможностью обратиться за помощью самостоятельно, если у него в дальнейшем возникнет потребность. Необходимо оставить ему свои контакты, контакты социальных служб помощи и мест куда он может обратиться в зависимости от специфики его ситуации, так он будет знать, что не одинок. Важно не просто давать контакты, но и объяснять значимость обращения за помощью, разъяснить важность этого шага на доступном для клиента языке. Спросите, не будет ли он против, если через неделю или месяц вы встретитесь с ним снова. Проведите повторную встречу через какое-то время, для оценки эффективности работы или дополнительной поддержки клиента.
Помните, вы не можете решить проблему клиента, но вы точно можете дать надежду и ресурсы. Важно верить в то, что семена посеянные вами, взойдут даже если вы этого не узнаете.